| Попечение 
              о духовных пастырях народа. Устроение школы 
              
                |  |  
                | Просвещение 
                    юношей светом разума святого евангелия 
 |  В то 
              время в ведении епископа находились все стороны жизни епархии, и 
              в особенности надзор за деятельностью и поведением духовенства, 
              за состоянием духовного просвещения и нравственностью прихожан. 
              Нелегкое это было дело! Священников из Центральной России присылали 
              весьма редко, чаще их избирали из прихожан или из низшего звена 
              церковнослужителей. Как правило, они были необразованными и во многом 
              не соответствовали своему званию. Требовались священники добросовестные, 
              благочестивые, образованные, искренне привязанные к своему краю, 
              знавшие жизнь и языки как русских переселенцев, так и коренных народностей. 
              
                |  |  
                | Св. 
                    Иннокентий устроил при монастыре первую русскую школу и сам 
                    занимался обучением детей  |   В числе 
              первых распоряжений Святителя Иннокентия по принятии в управление 
              Иркутской Епархии была забота о поддержании монгольской школы, заведенной 
              в Иркутском Вознесенском монастыре архимандритом Антонием Платковским, 
              школа была создана двумя годами раньше и находилась в плачевном 
              состоянии, т.к. ее устроитель больше заботился о своей карьере, 
              а школа была одним из средств к этому. Святитель прибавил жалование 
              учителям, потребовал аккуратной высылки положенного на учеников 
              содержания от монастырей, вызвал из Селенгинска переводчика, расширил 
              эту школу открытием при ней отделения для обучениия детей всех сословий 
              славяно-русской грамоте и письму. С 1727 года школа стала Русско-монгольской.Владыка предписал всем церковнослужителям отдавать своих детей для 
              обучения в школу. За уклонение принял строгую меру – назначил15-рублевый 
              штраф. В 1730 году в школе значилось 35 учеников. Святитель заботился 
              об обустройстве школы, подборе учителей, обеспечении учеников книгами, 
              одеждой, продовольствием. Из анализа приведенных в жизнеописании 
              владыки сведений следует, что дело это было очень нелегкое. Содержание 
              школы стоило ему немалых забот и огорчений. Средства были крайне 
              скудны. Владыка не жалел для школы и средства Вознесенского монастыря 
              и собственные незначительные средства.
 Вспомним, что владыка был одним из образованнейших людей своего 
              времени. Он хорошо понимал как значение образования вообще, так 
              и важность и необходимость его для священников и приложил все возможные 
              силы для устроения начала просвещения в Иркутске.
 Первосвятитель Иннокентий очень хотел и много заботился о том, что 
              бы иркутяне и вся паства его епархии имели достойных благочестивых 
              священников. По должности владыка творил духовный суд, если к тому 
              были серьезные обстоятельства – проступки священников. И, как следует 
              из документов, делал это нелицеприятно, но с попечением о их духовном 
              обновлении. В тоже время он проявлял отеческую заботу и восхищение, 
              если встречался с истинным благочестием.
 |