| Духовное 
              возрастание: жизнь Святителя до Сибири 
               
                |  |   
                | Киево-Могилянская 
                    академия  |  Святитель 
              Иннокентий (в миру Иоанн) происходил из волынских дворян, которые 
              в XVII в. из-за тягот польского владычества переселились в Черниговскую 
              губернию. Здесь примерно в 1680-1682гг. и родился будущий Святитель.В житии и чудесах Святителя Иннокентия, напечатанных в Иркутске 
              около 1877г с рукописи, хранивщейся в иркутском Вознесенском монастыре, 
              сказано « Когда прииде он в возраст, то отдан был во граде Киеве 
              в училище, для обучения преподаваемым там наукам. Потом там же, 
              в Киевской академии, обучался словесным наукам: риторике, философии 
              и богословию и иностранным наукам: латинскому, греческому и польскому».
 Скорее 
              всего, примерно в 1695г.,. в возрасте 12-13 лет отрок Иоанн был 
              отдан для обучения в Киевскую коллегию при Киево-Печерской лавре. 
              «Фара, инфима, грамматика, синтаксима и поэзия – эти низшие классы 
              коллегии скоро пройдены юношей ревностным и благочестивым. По указу 
              Петра, посетившего коллегию в 1700 году, в 1701 она получает статус 
              академии.  
               
                |  |  |   
                | Стефан 
                    Яровский и Феофан Покопович Учителя будущего Святителя  |  В старших 
              классах Иоанн изучает философию, метафизику, богословие, но особенно 
              он интересовался занятиями по словесности и проповедничеству, так 
              как именно в этом направлении он мыслил свою жизнь. В тогдашних 
              риториках между правилами общей словесности помещали и правила духовного 
              витийства. Стефан Яворский и Феофан Прокопович, славившиеся профессора 
              по словесности и проповедничеству в академии, имели влияние на развитие 
              в Иоанне любви к духовному слову.«В академии в то время науки преподавались с большим успехом. Все 
              усилия были направлены на то, чтобы воспитанники коллегии по выходе 
              из нее распространяли просвещение в народе, и словом, и сочинениями 
              противостояли проискам совратителей православных чад церкви в иноверие. 
              …Киево-Печерская лавра стояла в главе лиц, заботившихся как о поддержании 
              славы академии, так и о судьбе воспитанников по выходе из нее. Лавра 
              нередко давала из среды себя наставников для академии, а воспитанники 
              сей последней, желавшие принять иночество, по окончании курса наук 
              поступали в число братии лавры, пока в свою очередь не делались 
              начальниками или наставниками академии или настоятелями монастырей».
 
               
                |  |   
                | Принятие 
                    монашества в Киево-Печерской лавре |  Примерно 
              в 1706 году будущий Святитель окончил основной курс академии, а 
              в 1708 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий в Киево-Печерской 
              Лавре, в пещере преподобного Антония, основателя монастыря. Скорее 
              всего принять монашество он решил раньше, скорбные обстоятельства 
              жизни – смерть родителей, чума в Киеве в 1708 году ускорили решение. 
              В 1710 году иеромонах Иннокентий в числе других ученых киевских 
              монахов был вызван в Москву для преподавания в Московской славяно-греко-латинской 
              академии, находившуюся тогда в Спасском монастыре. Сначала он стал 
              преподавателем словесности, а затем префектом академии и качестве 
              такового преподавал курсы философии и нравственного богословия, 
              заведовал порядком внутренней и внешней жизни воспитанников академии.
 
               
                |  |   
                | Александро-Невская 
                    лавра при Петре I |  А в 
              это время в Петербурге был устроен Троицкий Александро-Невский монастырь. 
              Одной из главных задач монастыря было обеспечение богослужения во 
              флоте, любимом детище Петра. В монастырь, по указу Петра, собирали 
              монахов. Таким-то образом в 1719 в Невский монастырь был вызван 
              со званием соборного иеромонаха и префекта Иннокентий Кульчицкий. 
              Сначала Иннокентий стал соборным иеромонахом корабля «Самсон», стоявшего 
              в Ревеле, затем получил должность обер-иеромонаха флота в Финляндском 
              корпусе при г. Або, где руководил духовенством, служившим на кораблях 
              и на суше.  Итак, 
              изучение светских наук и Слова Божия, монашество, учительство, духовное 
              окормление Российского флота - вот начальные вехи биографии Святителя. 
              В 1720 г. святейший Синод назначил иеромонаха Иннокентия главой 
              Русской Православной миссии в Китае. В 1721г., 5 марта иеромонах 
              Иннокентий в присутствии императора был поставлен в епископа.
 |