"Введение в православную отечественную культуру"

Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях появляется новый идеал образованного человека - человека, обладающего духовной культурностью. Средством и условием достижения этого идеала становится православный подход, включающий в себя духовное осмысление жизненных явлений. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время особенно актуально, так как общество остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Поэтому в гимназии разработан курс для начальной школы "Введение в православную отечественную культуру".
Данный курс содержит следующие направления:

  • Литературное;
  • Историческое;
  • Библейское;
  • Научное.
  • Предмету «Введение в православную отечественную культуру» свойственны следующие функции.
    1. Образовательная. Она заключается в том, что у ребёнка формируются представления о человеке и обществе, обществоведческих, исторических понятиях.
    2. Развивающая. Это осознание отдельных, доступных связей в социальном мире. Обеспечивается формирование общенаучных умений - выделять признаки объекта, сравнивать, обобщать, понимать главную мысль.
    3. Воспитывающая. Она включает решение задач социализации ребёнка. Формирование нравственных и эстетических чувств.
    4. Культурологическая. Эта функция обеспечивает условия для развития общих представлений ребёнка о культуре человеческого общества.
    5. Пропедевтическая. Она обеспечивает подготовку к усвоению гуманитарных дисциплин в среднем звене школы. В центр педагогического процесса ставится ребёнок . Отбираются наиболее актуальные для этого возраста знания. А какие знания можно назвать актуальными? Очевидно, такие, без которых выполнение социальных ролей будет затруднено. То есть те, которые помогают ребёнку существовать в современном мире.

    Значит, изучение курса «Введение в православную отечественную культуру» должно подготовить ребёнка к взаимодействию с окружающим миром. Что это значит?
    1. Ребёнок должен иметь определённый уровень культуры. Эти знания необходимы ему, чтобы органично существовать в обществе.
    2. Эмоционально-положительное отношение ребёнка к окружающему миру.
    3. Деловая готовность, то есть умение реализовать знания в различных видах деятельности. И здесь разговор должен идти об альтруистической деятельности, потому что именно труд для других является основой формирования нравственности человека.
    4. Коммуникативная готовность рассматривается как желание и умение участвовать в общении.
    «Введение в отечественную православную культуру» - предмет многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний. Можно выделить следующие структурные элементы: образ, факт, связь, деталь.

    Образ - это результат эмоционального видения человека. Он строится, прежде всего, на внешних особенностях, что важно для младшего школьного возраста.

    Факты. Характеристика любого явления включает оценку объективности фактов, её составляющих. Всякое знание состоит из множества фактов, сгруппированных в определённой системе. Например, когда монголо-татары пришли на Русь, между русскими князьями не было мира и согласия. Вместо того, чтобы объединиться и действовать заодно перед лицом грозной опасности, они продолжали своё соперничество. Если бы монголы имели дело с единой страной, а не с враждующими друг с другом княжествами, им не удалось бы одолеть Руси.

    Факт является основой любого исторического знания, которое состоит из многочисленных фактов - действий отдельных людей, событий и т.д.
    Напомним о том, что православная культура и история Российского государства связаны между собой, поэтому отбор такого элемента, как связь, был особенно важен. Именно это позволило нам не только сохранить своеобразие изучаемой области знаний, но и создать условия для успешного развития учащихся.
    Какие же знания предлагает учащимся предмет «Введение в православную отечественную культуру»? Представления об окружающем мире. Сюда входят знания о том, что сфера религиозного знания - это понимание события, а сфера науки - это изучение того, как произошло событие. Здесь важно помочь ребёнку примирить в своём мировоззрении «науку» и «религию» в доступно и простой форме.

    Социальные представления формируют понимание места человека в обществе. Исторические представления предусматривают предварительное ознакомление с историей России. На ярком и доступном детям материале формируются образные представления о наиболее важных событиях и фактах из истории Российского государства. Проследим ведущие содержательные линии предмета «Введение в православную отечественную культуру».

    Человек и другие люди. Здесь разговор идёт о семье, потому что семья играет центральную роль в сознании ребёнка, о своей личности. Это содержание представлено темами: из Ветхого Завета «Каин и Авель», «Всемирный потоп». Здесь следует обратить внимание детей не на мировую катастрофу - наказание за грехи, - а на то, как Бог спас единственную семью, оставшуюся «доброй», и сохранил по семье от каждого вида животных. «История Иосифа», «Моисей», «Три отрока в вавилонском плену». Из Нового Завета «Рождество Христово», «Сретение», «Рождество Иоанна Крестителя», «Рождество Божией Матери», притчи о блудном сыне, о милосердном царе и злом рабе, о милосердном самарянине. Кроме этого, в содержание включены примеры из жизни русских святых.

    Храм - дом Божий. Для чего строят храмы, древнее зодчество на Руси, внутреннее устроение храма. Это содержание представлено темами: «Застывшая музыка», так как архитектуру часто называют музыкой в камне или застывшей музыкой. «Возрождённое чудо» о трагичной и чудесной судьбе храма Христа Спасителя.

    Святой образ - уникальное явление в мировой культуре. Главное назначение иконы связано не эстетической функцией. Она не создаётся как картина для любования, украшения или наслаждения. Это содержание представлено темами: «Иконография православных праздников», «Древнерусские иконописцы», «Образ Пресвятой Богородицы в русской иконографии».

    История родной страны. Как православие связано с историей Российского государства. Это содержание представлено темами: «Выбор веры князем Владимиром», «Святой князь Александр Невский», «Преподобный Сергий Радонежский», «Защита веры и Отечества» История родного города. Как создавались томские храмы, святые, жившие на Томской земле.

    Авторы курса:
    Беккер Наталья Владимировна, учитель православной культуры, учитель начальных классов, МОУ гимназии №56 г.Томска
    Пашкова Любовь Константиновна, учитель начальных классов гимназии №56 г.Томска
    Контактный адрес: bekker@school56.tsu.ru