ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая проблему святости, нельзя не обратиться к этимологии этого слова. Владимир Топоров утверждает, что понятие святости имеет свой источник в дохристианской традиции. В славянском язычестве это понятие связано с таинственным избытком жизненной силы. Двухтомный «Этимологический словарь» толкует это слово так: «святой – 1. являющийся предметом религиозного почитания и преклонения, «божественный»; 2. «глубоко чтимый», «заветный», «дорогой».

Автор словаря утверждает, что корень этого слова есть во всех славянских языках, а на Русь оно приходит в XI веке. В словаре В. И. Даля от 1882 года слово «святой» трактуется следующим образом: «1.Духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; 2. Все, что относится к Божеству, истинам веры». «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова (1985) представляет это слово как многозначное, на первое место ставя его нравственный смысл: «Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный. Святая любовь к Родине». Слова «святость» в этом словаре вообще нет.

Анкеты, проведенные среди учащихся X и XI, показали, что из 62 опрошенных 47 считают себя верующими людьми. Кроме того, опрос на понимание слова «святой» отражает ситуацию, в которой современная молодежь воспринимает это понятие как нравственную характеристику человека. (см. Приложение 1). Кроме того, знания о святых Древней Руси очень скудные.
Всё дальше в глубь веков уходят духовные традиции русского православия и образ русского святого с его напряжённой внутренней жизнью, всё чаще приобщение к вере носит у молодых чисто формальный характер.
А есть ли она, русская духовная традиция? Можно ли говорить о национальном идеале святости, если церковь и вера сверхнациональна и всемирна? Исследованию этого вопроса я и посвятила свою работу.
Цель исследования: изучение русской святости как особой традиции духовной жизни.

Задачи
1. Изучит жития наиболее почитаемых святых и выявить архетип духовной жизни, ставший идеалом русского святого.
2. Выяснить психологические основы, сформировавшие особый тип русского святого.
3. Установить взаимосвязь духовности и исторического пути русского народа.

Методы
1. Изучение и анализ литературы по данному вопросу.
2. Социологическое исследование в форме анкетирования и интервью.
Основным источником информации является книга Г. П. Федотова «Святые Древней Руси» и жития русских святых.

1. РУССКАЯ ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЁ ИСТОЧНИКИ
Толчок для возникновения русской житийной литературы, как самого русского христианства, был дан извне, из Византии; приняв из Константинополя новую религию, южная Русь — которая одна только была известна в те времена — приняла вместе с тем и культ святых, в том виде, в каком он существовал в византийской Церкви. Знаменитые греческие святые — Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. Иоанн Дамаскин, Димитрий Солунский, Николай Мир Ликийских, царица Елена — получили, если можно так выразиться, право гражданства в Киевской Руси. Их образы проникли глубоко в народное воображение и в дальнейшем оказали влияние на составление русских житий святых. В это же время Русь, при посредстве Византии, знакомится со Святыми Отцами египетской и сирийской пустынь, в частности со святым Саввой, житием которого вдохновлялись первые жития святых русского монашества. Собственно русская житийная литература образовалась сравнительно быстро и стала чрезвычайно обильной. В конце XIX века, один только Ключевский изучил 250 версий житий святых, написанных до появления книгопечатания. Не мало рукописей было еще найдено после него. Так, например, известно 150 рукописей одного только жития святых Бориса и Глеба. Это позволяет нам составить себе представление о распространенности древней житийной литературы.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ СВЯТОСТИ
Церковь представляет собою таинственное продолжение жизни Христа, Воплощенного Слова, и поэтому она никогда не может быть ни узконациональной, ни интернациональной. Как Сам Христос, она сверхнациональна, всемирна; она есть вселенская Церковь. Вследствие этого каждый народ, переживая на свой особый лад истины, возвещаемые Церковью, налагает на них свой собственный отпечаток; в отношении русского народа это верно так же, как и в отношении всякого другого. Действительно, каждый народ имеет свое особое религиозное призвание. Наиболее полно оно осущест¬вляется его религиозными гениями, то есть святыми. Поэтому, чтобы знать подлинную русскую духовность, недостаточно знания одних только идей и русских духовных течений последних веков (Соловьева, Достоевского, Бердяева, Киреевского, Хомякова, Булгакова и других), нужно также изучить русскую духовную традицию, дух, насыщающий ту атмосферу, которою ды¬шит русский народ, и составляющий саму его жизнь. Этот дух выражается в культе, в иконах, в русском благочестии, в явлении старчества, как и в произведениях перечисленных выше светских мыслителей. Но в особенности этот дух выражается в жизни святых. Русским святой — не византийский святой и не сирийский; он и не латинский святой, не французский, не итальянский, не испанский и не немецкий. Он именно русский. Этим мы хотим сказать, что он — сын особого народа, имеющего, как таковой, свое особое природное лицо и свой особый исторический путь, определенные его происхождением, его культурой и землей, на которой он живет.
" Мы огромны, — любил повторять Достоевский, — огромны, как матушка Россия ". Русский человек мучается огромностью и безбрежностью своей земли. Для русского духа, для русского человека земля имеет не малое значение. В стране неограниченных далей и безмерных протяжений с суровым климатом, почти без всяких внутренних рубежей и без определенных внешних географических границ, широко открытой для всевозможных нашествий, человек легко приобретает сознание своей физической слабости и бренности своих дел.
Это безразличие вовсе не означает, что русский народ менее грешен, чем другие. Наоборот, он может быть даже более грешен, но он и грешен по-другому. История русского народа — история очень тяжелая, очень мучительная, очень кровавая.
Русский человек самой природой приучен к страданию. Христианство лишь возвысило эту привычку — или это качество — тем, что показало ему будущее блаженство как дивное преображение страдания. Крест неотделим от славы. Это — две стороны одной и той же медали. Русский человек уважает страдание как таковое. Он принимает страдание потому, что за всяким страданием стоит единственная жертва, принесенная Сыном Божиим. Когда человек страдает и "несет свой крест", врата Рая тем самым открываются перед ним.
Русская религиозная совесть никогда не удовлетворялась зрелищем личного спасения одной индивидуальной души, она всегда была озабочена общим спасением. Все души связаны между собою и ни одна не приходит к Богу без того, чтобы не увлечь за собою других. Следовательно, спасаться надо вместе, а не каждому в отдельности. Достоевский прекрасно выразил эту мысль, говоря, что „ все отвечают за всех ". Здесь перед нами — своего рода духовный коллективизм, унаследованный от предков и уходящий в тьму веков.
Но, конечно, своего подлинного сверхъестественного величия эта характерная черта русской души достигает у русских святых.

3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ РУССКОЙ СВЯТОСТИ
В этом разделе, исследуя жития русских святых, я выделила следующие особенности русской святости.

3.1 Идеал гражданского служения
Так например, «Святые благоверные князья — пишет Г. П. Федотов — составляют особый весьма многочисленный чин святых в русской Церкви». Можно насчитать около 50 князей и княгинь, канонизированных к общему или местному почитанию. Хотя почитание святых князей начинается с первых лет христианства на Руси (св. Борис и Глеб), но особенно усиливается во вре¬мена монгольского ига, чтобы прекратиться одновременно с ним к концу XV века. В первое столетие татарщины, с разрушением монастырей, почти иссякает русская монашеская святость. Подвиг святых князей становится главным, исторически очередным, не только национальным, но и церковным служением. От большинства святых князей не сохранилось для нас ни житий, ни летописных сказаний, ни преданий народных, ничего, кроме имен и святых останков. Тем драгоценнее немногие сохранившиеся княжеские жития, которые дают нам возможность судить о качестве увенчанного Церковью подвига.
Среди борцов „ за землю Русскую " первое место ,бесспорно, принадлежит Александру Невскому (1220-1263). Борьбу он вел с татарами, по отношению к которым он придерживался презрительной политики, а также со шведами (1240) и с германскими меченосцами (1242). Житие его, написанное в ХШ веке и переработанное в XIV, представляется нерасторжимым сплетением героических и религиозных элементов.Яркий пример гражданского служения мы видим и в житие Феодосия Печерского. Свет христианского идеала, сложившегося еще в Древней Руси, был укоренен в Евангелие. Христос провозглашал важнейшие две заповеди: любовь к Богу и любовь к человеку. Здесь основа подвига Феодосия Печерского, который ставит во главу угла действенную любовь, служение людям милосердием.
Служение правде приводит святого в столкновение с судьями и князьями. Сыновья князя Ярослава, Святослав и Всеволод, сгоняют старшего брата Изяслава с Киевского престола. Феодосий Печорский не перестает обличать Святослава, самовластно захватившего Киев. Он пишет ему «эпистолии», из которых Нестор вспоминает одну, «великую зело». Феодосий пишет князю: «Глас крови брата твоего вопиет на тя Богу, яко Авелева на Каина». Князь разгневан, но не смеет поднять руку на праведника.
Святой не считает мирских и политических дел неподсудными своему духовному суду. В стоянии за правду он готов идти в изгнание и на смерть. Но в отношении к князям Феодосий выступает не как власть имущий, а как воплощение кроткой силы Христовой.
Иным предстает перед нами со страниц жития Преподобный Авраамий Смоленский. Упоминая о милостыне, Нестор пишет, что не со страданием к немощам людским выходил из своей кельи суровый аскет, а со словами назидания, наполняющего трепетом сердца. Его «дар и труд божественных писаний заменяет Преподобному Авраамию дар и труд социального служения», без которого редко можно представить себе святого Древней Руси. Это аскет с напряженной внутренней жизнью, с беспокойством и взволнованностью: не возливающий елей целитель, а суровый учитель, одушевленный пророческим вдохновением.
Сюда же можно отнести служение Сергия Радонежского. Он жил во времена татарщины. Лично его она не затронула: укрыли леса Радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушен. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию. Его авторитет среди русских князей был велик: он нередко действовал как примиритель в их междоусобицах. В 1380 преподобный благословил князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле и дал ему двух иноков Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).
Ярким является гражданский и социальный подвиг святого Иннокентия Митрополита Московского Апостола Аляски. Он родился в Иркутске в 1797 году в бедной семье пономаря церкви. Закончив семинарию, преуспев в учении, он становиться дьяконом в Благовещенской Иркутской церкви. А в 1823 году добровольно едет с семьей на далекие Алеутские острова. Отправившись сначала на остров Уналашки, а затем на остров Ситхе распространять православие среди язычных народов алеутов и колошей , он становиться не только их духовным пастырем, но и учителем жизни: посвятил их в искусство кузнечного и плотницкого ремесла, научил прививать оспу, строил школы для детей. Изучив языки алеутов и колошей, он создал азбуку для этих народов и перевел на эти языки Евангелие.
Таким образом, одно из главных качеств русских святых, которое особенно отличает их от византийских святых, заключается в том, что их подвиг не есть подвиг личной аскеты (ухода от мира, мирских дел), он заключается в служении народу, Отечеству.

3.2 Особое нищелюбие
Еще одной особенностью русских святых , не менее важной, является чрезвычайное нищелюбие. Изучая жития, я выделила наиболее яркие примеры, потому что невозможно предсавить себе русского святого, лишенного милосердия. Образцом здесь могут послужить святые Феодосий Печорский, Иосиф Волоцкий , святой Корнелий.
Феодосий Печорский, став игуменом монастыря, много времени уделяет общественному служению. Около монастыря он построил дом «нищим, слепым, хромым, трудоватым (т. е больным)», и на содержание этой благодетели шла одна десятая всех монастырских доходов. Кроме того, каждую субботу Феодосий посылает в город воз хлебов для заключенных в тюрьмах.
Преподобный Иосиф Волоцкий во время голода широко отворяет житницы монастыря: кормит в день до семисот человек, до пятидесяти детей, брошенных родителями, собирает их в устроенный им приют. Когда нет хлеба, приказывает покупать, нет денег - занимать, чтобы никто не ушел со двора голодным. Монахи ропщут: «Нас переморит, а их не перекормит». Но Иосиф уговаривает их потерпеть.
Святой Корнилий подает милостыню, как написано в житии, «по два, по три раза каждому из убогих, которые хотят обмануть его». Ученики протестуют, но явившийся ему во сне Антоний Великий одобряет его непрактичную щедрость.

3.3 Юродство
Существует еще одна форма аскетизма, такая как юродство. Выдающийся французский знаток России, Леруа-Болье, очень верно отметил, что „ русский народ — один из тех немного народов, который любит то, что составляет сущность христианства: Крест. Русский человек не разучился ценить страдания, он воспринимает его силу, чувствует действенность искупления и знает вкус его горькой сладости". „Юродство Христа ради " и есть не что иное, как одна из форм, одно из проявлений этой любви ко Кресту, на которую указывал Леруа-Болье. В основе этого „ подвига " (одного из величайших, какие только могут быть доступны человеческим силам) лежит ощущение страшной виновности души перед Богом, не позволяющее пользоваться всеми благами мира сего и побуждающее ее страдать и распинаться с Христом. Сущность этого „ подвига " в добровольном принятии на себя унижений и оскорблений для достижения высшей степени смирения, кротости и благости сердечной и, тем самым, для развития любви даже по отношению к врагам и преследователям. Это борьба не на жизнь, а насмерть не только с грехом, но и с самым корнем греха — самолюбием, во всех его самых тайных и скрытых проявлениях „ Юродивый Христа ради " стремится следовать за распятием Христом и жить в полной отрешенности от всех земных благ, он знает вместе с тем, что такое поведение грозит создать среди людей репутацию святости и укрепить его самолюбие, развивая в нем гордость, быть избранным Божьей благодатью - самый опасный подводный камень при стремлении к святости.
Чтобы его не принимали за святого, юродивый отвергает внешний облик достоинства и душевного спокойствия, вызывающий уважение, и предпочитает казаться несчастным, ущербленным существом, заслуживающим насмешек и даже насилия. Лишения, которым он себя подвергает, его героический, почти сверхчеловеческий аскетический подвиг- все это должно казаться толпе лишенным всякой ценности и не вызывать ничего, кроме презрения. Иными словами, это полный отказ от собственного человеческого достоинства и даже от всякой духовной ценности своего собственного существа, смирение, доведенное до героической степени, и порою даже больше того, впадающее по внешней видимости в крайность.
Ярким примером юродивого святого является Василий Блаженный. Так он укоряет царя за то, что, стоя в церкви, мыслями был на Воробьевых горах, где строились царские палаты. Скончавшийся в 50-х годах XVI века св. Василий не был свидетелем опричного террора Грозного. Но легенда заставляет его перенестись в Новгород во время казней и погрома города (1570). Оказавшись под мостом у Волхова в какой-то пещерке, Василий зазывает к себе Иоанна и угощает его сырой кровью и мясом. В ответ на отказы царя, он обнимает его одной рукою, другой показывает в небесах возносящиеся души невинных мучеников. Царь в ужасе машет платком, приказывая остановить казни, и страшные яства превращаются в вино и сладкий арбуз.
О почитании святого Василия Блаженного, канонизированного в 1588 г., говорит посвящение ему храмов еще в XVI столетии и самое переименование народом Покровского собора, в котором он был погребен, в собор Василия Блаженного.
Юродство продолжает существовать и в двадцатом веке. В 1932 году в городе Минеральные воды появился странный старик. Ему было за девяносто лет, он ходил босиком в яркой рубашке и под насмешливые взгляды прохожих резвился с детьми. На милостыню, которую ему подавали, он покупал конфеты и раздавал их детям. Хлебом кормил птиц и кошек, приговаривая: «Ешьте, только с молитвой». Глядя на все эти чудачества, люди только качали головой и приговаривали: «Совсем из ума выжил старик». Но постепенно к нему привыкли и перестали обращать внимание на его странности. Наступил 1941 год, началась война. Немцы подступили к Минводам. Как-то Феодосий Кавказский в своей цветной сорочке подбежал к детскому саду и закричал: «Гулю-гулю, деточки, бегите за мной, бегите»- и побежал в сторону, высоко задирая ноги. Дети со смехом бросились за ним; чтобы вернуть их из своего помещения, выбежали и воспитатели. Через минуту раздался взрыв: в здание детского сада угодил немецкий снаряд. Но никто не пострадал, всех спас юродивый.
Греческая церковь чтит некоторых юродивых (6), в русской церкви чтимых юродивых 36. Юродивый стал приемником святого князя в социальном служении, как отмечает Федоров в книге «Святые Древней Руси». Католический запад вообще не знал юродства, так что вполне можно считать, что это чисто русская особенность. Это же и подтвердил о. Сергий в своём интервью.

3.4 Особый характер молитвы
Одним из методов, применяемых мною в работе, было интервью с участием отца Сергия, настоятеля храма Святого Софрония города Усть-Илимска.
В своей беседе со мной о. Сергий предупреждает, что вопрос о национальном идеале святости – вопрос деликатный. Церковь является вселенской и не может быть узконациональной. Те, кто возвышает русского святого над другими святыми христианской веры, впадают в духовную гордыню.
Но вместе с тем о. Сергий отметил, что русскому святому присуще особое ощущение греховности. Осознавая греховность как сломанную волю, святые подвижники старались закалить её, изнуряя свое тело ношением вериг и власяницы. Особый характер имела и молитва святого, которая не содержала ни мистических экстазов, ни эмоциональной порывистости, что характерно для католической духовной традиции, а была исполнена смирения и покаяния.
Подтверждение словам о. Сергия мы находим в житиях многих святых. Например, именно смиренной молитвой и твердостью победил Феодосий Печерский «пса черна», а Сергий Радонежский толпы бесов, являющихся к нему во время молитвы, и достигли совершенного бесстрашия перед черной силой.

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённые мной исследования литературных источников позволили сделать вывод о том, что святые на Руси стали глашатаями и наиболее подлинными представителями русской духовности, а их жития – жизненной философией русского народа. Поэтому нет большей ошибки, как представлять себе русских святых, судорожно сосредоточенных на себе самих и занятых исключительно спасением собственной души. Даше самые мистические из них никогда не относятся с безразличием к судьбе ближнего и к судьбе Отечества. Уйдя от мира, достигнув более тесного единения с богом, они обычно возвращаются к людям, чтобы принести им утешение.
Русские святые очень человечны и вместе с тем очень активны. Многие из них обладали перворазрядными организаторскими способностями и были наделены темпераментом борцов и апостолов. Они с одинаковой силой и мужеством борются с язычеством и со злой волей князей. Русская мистика была очень активной. Она очень глубока, очень сильно переживается внутренне, и вместе с тем она всегда готова бороться со злом, где бы она его ни встречала. Этим она отличается от куда более созерцательной и куда более пассивной мистики византийской.
Я считаю, что поставленные мною цель и задачи выполнены.
Материалы моей исследовательской работы можно использовать на интегрированных уроках литературы и истории, при проведении литературных конференций и в качестве познавательного материала для школьников.
Выражаю благодарность за оказанную при выполнении работы помощь Кобелевой Галине Георгиевне и о. Сергию, а также сотрудникам библиотеки Духовного Возрождения.

ЛИТЕРАТУРА
1. Федотов Г. П.Святые Древней Руси. – Москва: Терра, 1997.
2. Очерки по истории Русской Святости / составил Иеромонах Иоанн - Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1961.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия. Компьютерная версия, 2003.
4. Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь. –М.: Издательство «Эксмо», 2005 г.
5. Хрестоматия по литературе 8-9 классы. Школьный справочник / Под редакцией В.В. Славкина. – М.: «Слово», 1997.
6. Д. Орехов. Русские святые и подвижники XX столетия. С-П.: Издательство Невский проспект , 2001 год.
7. Б. Зайцев. Люди Божии. – М.: Издательство Советская Россия, 1991 год.
8. Толковый словарь Живого Великорусского языка В. Даля. Том четвертый. С-П.: Издательство Терра,1882.
9. С. И Ожегов. Словарь русского языка. М.: Издательство Русский язык, 1985 год.
10. В. О. Топоров. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книги // Наше наследие, 1989.
11. П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. - М.: Русский язык, 1994.
12. Доманова Н. Как провести социологический опрос // Бюллетень Московского ИСАР, №8, 1999

ПРИЛОЖЕНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №8 Г. УСТЬ-ИЛИМСКА
Проблема:понимание святости.
Цель опроса:изучить мнение и знания учащихся по данному вопросу.
Форма проведения:письменный опрос.
Респонденты:Учащиеся 10 и 11 классов школы №8 г. Усть-Илимска (результаты анкетирования 11-классников приведены ниже, результаты анкетирования 10-классников можно посмотреть в презентации, скопировав её с сайта).
Тип анкеты:очная, смешанная.

Анкета для учащихся:
1. Считаете ли вы себя верующим человеком?
2. Каких святых Русской церкви вы знаете?
3. Какого человека мы называем святым?

Таблица 1 «Результаты анкетирования учащихся 11 классов»
Респонденты Считаете ли вы себя верующим человеком? Каких святых Русской церкви вы знаете? Какого человека мы называем святым?
1. + Княгиня Ольга, Николай Чудотворец Очень доброго, честного, бескорыстного человека.
2. + Св. Борис и Глеб Доброго, отзывчивого, ответственного человека.
3. + - Добродушного, доброжелательного человека, который не сделал ничего плохого.
4. + - Человек, который понимает людей, старается помочь им.
5. - - Безгрешный человек, который может поддержать.
6. + Иисус Христос Добрый, отзывчивый, воспитанный человек.
7. + Св. Ольга, Св. Петр, Св. Николай Добрый, честный, отзывчивый человек.
8. + - Это верующий человек, который не грешен.
9. + Св. Георгий Родителей. Они дали мне жизнь.
10. + Николай Чудотворец Человека, который не пытается делать зло и помогает другим людям.
11. + Мария, Иисус Христос Добрый, честный человек.
12. + - Добрый, честный человек.
13. + Св. Николай, Св. Владимир Честный, благородный, делающий все для людей для их духовной жизни.
14. + Николай Чудотворец; -
15. - Св. Борис, Св. Николай, Великомученица Татьяна Непьющего, некурящего, живущего по законам Божьим человека.
16. - - Человек, который несет добро, как бы плохо ему не было, он верен друзьям, никогда не подведет, несет хорошее настроение.
17. - - Святой – это человек, понимающий других людей, добрый, все прощающий, мягкий, который готов страдать ради других.
18. + - -
19. - Св. Григорий, Дева Мария Доброго, бескорыстного человека, который живет ради людей.
20. + - Добрый, верующий человек.
21. - - Толерантный, добрый человек с большим жизненным опытом.
22. - - Добрый, щедрый, честный человек.
23. + Николай Угодник Справедливого, доброго, порядочного человека.
24. - Дева Мария Добрый человек, который не сделает плохо другому.
25. + Св. Петр, Николай Угодник, Св. Иоанн В этом человеке должно быть много хороших качеств.
26. + Николай Угодник, Св. Петр, Св. Алевтина Человек, который никогда, никому не желает зла, во всем видит только хорошее, помогает всем, кто нуждается в помощи.
27. + Св. Сергий, Св. Иосиф, Св. Иоанн Бескорыстного, честного, отзывчивого, не такого как все, человека.
28. + Св. Николай, Св. Петр Безгрешный человек, который ходит в церковь, помогает бедным.
29. + Св. Богоматерь Правильный, умный, отзывчивый человек.
30. - - Родители.
31. + - Добрый, милый человек, который всегда готов помочь.
32. - - Верующий человек, готовый всегда помочь.